ГЛАВНАЯ

НАЗАД

28.07.2009.

Колодки для Avid. Триумф грудной жабы.

ДОПОЛНЯЕТСЯ

Предыстория и всякие общие моменты:

Жаба выпучила глаза когда еще едва ли прошла треть сезона, а колодки запищали металлическими основаниями об диск... В моем (полагаю, что не только) конкретном случае вся проблема в заднем тормозе. Это меня по-настоящему достаёт. Ресурс колодок там настолько низок, что вообще ни в какие ворота.. одно расстройство. И это, естественно, учитывая, что на долю заднего приходится лишь около 30% работы по превращению энергии трения в тепло. 70% отрабатывает перед.

Сразу поясню. У AVID для тормозов Juicy 3-7 и BB-7 колодки одинаковые и представлены в двух вариантах. Органические с пометкой "О", подложка черного цвета и сам компаунд черный, типа резины. Довольно плотный и твердый наощупь.

И металлизированные, с пометкой "М". Подложка не крашена, может бронза или т.п. сплав. Тормозная накладка серая. Твердая и довольно хрупкая.

 

Так вот. По-началу мне довелось испытать оба варианта. Органические довольно неплохо показали себя спереди. Пережили полтора комплекта задних металлизированных, а это больше 5000 км (большая часть зимой). Стоит отметить, что родные колодки всегда хорошо работали в мокрых условиях, а также зимой, про сухую погоду и говорить не приходится. Всегда, нажимая на ручку, следует ожидаемый чёткий ответ. По мокрому чуть более ленивый.

Мои выводы: ускоренный износ задних колодок легко объясняется постоянством грязной среды :), их окружающей. Зимой - снег, попадающий прямо на калипер и в отверстие пружины, крепящей колодки к калиперу. Вода с переднего колеса и, видимо, брызги от щитка. Как-то так, но суть, что там всегда мокро и грязно. В промежутке между тормозной поверхностью колодки и диском присутствует, можно сказать, очень хорошая притирочная хрень, быстро и верно выедает тормозной компаунд. Если это гидравлические тормоза, то при срабатывании колодки подводятся к диску и после снова образуется минимальный зазор. И процесс убивания весело продолжается. У меня тормоза механические - BB-7. В грязных условиях, из-за износа, зазор в них постепенно растет и тормозная ручка просто круто увеличивает свой ход.. Необходимо подводить колодки к диску вручную. В этом есть и плюс.. стирание происходит тем меньше, чем больше образующийся зазор.

 

В общем, к чему я веду... а к тому, что мое сознание ну никак не может смириться с необходимостью вновь и вновь тратиться на колодки, причем, будто они специально созданы с заведомо низким ресурсом... Пытливый ум и любопытство победили лень и захотелось самому поисследовать эту тему. Забегая вперед скажу, что родные колодки стОят своих 15$ за комплект, органические и вперед их - так точно... Но вдруг удастся отыскать тот самый идеальный вар-т? :) Чтобы и в любую погоду отлично тормозило, чтобы и изнашивалось медленно, чтобы и стоило вменяемо, чтобы еще само пилилось да клеилось :) ...

Т.к. проблема с поиском клея в итоге отпала - СПАСИБО ЛЁШЕ_37! то осталось сосредоточитсья на поиске и подборе материала для изготовления собственно тормозных накладок на колодки.

***

Субъективные оценки некоторых параметров далее по тексту я буду давать исходя из 10-тибальной шкалы.

***

Этюд № 1.

Первый петух клюнул когда сзади вообще ничего не осталось, а надо было в предстоящие выходные совершить двухдневный забег по красивым местам необъятной Родины... Поездка обещала быть матрасной, но я жуть как не люблю внезапного экстрима и состояния удивления, когда по давно выработанной привычке дергаешь ручку тормоза, пусть даже и заднего, а ничего не происходит.... в такой момент почему-то кажется, что ты даже резко ускорился, вместо ожидаемого замедления :) (видимо это от того, что быстро переносишь вес тела назад - противоположно движению, перед нажатием тормозов, а велосипед уходит вперед). Вечер гуглил... все, конечно, хорошо, но не было тогда мне еще чем клеить и кого клеить.. тогда я пошел в хоз-маг и для первого эксперимента купил такую байду, которую называют "Холодная сварка" за 1,5$. Я понимал, что это в основе своей эпоксидная смола, что оно может отвалиться от подложки колодки или еще что-то, но, естественно, неожиданно и не вовремя. Процесс художественной лепки довольно занимательный. Очень быстро получается фирменного вида колодка :) Даем материалу перебродить, ждем сутки. Затем поверхность, что будет прилегать к диску, легко шлифуется на очень крупной наждачке до плоскости и все. Общая толщина двух колодок у меня 10мм. Времени на тест уже не оставалось. Утром в путь.

Фото сделано прямо в дороге. Ничего не отвалилось. Оно тормозило. Очень даже внятно. Явных спусков, где можно сжечь такую колодку я у нас не знаю. Поэтому как вар-т аварийный, мне кажется, вполне канает.. После случайного брода или грязной лужи тормозит на 3. Потом постепенно прогревается, высыхает. В полный дождь на 1, не прогревается и не высыхает . Пробовал только сзади.

В целом неудачно. Только на сухую погоду. Общая оценка 4

***

Этюд № 2.

Для следующих экспериментов в туже самую поездку Кирилл (Mahagam) презентовал мне фрагмент фрикционного материала от диска сцепления МАЗовского автобуса.

Вот тот материал, и его колодки для тормозов Shimano:

И то, что получилось у меня. Остатки материала, готовые колодки и пара уже обкатанных ва время недавнего потопа в городе:

Пилится этот материал заметно сложнее, чем затвердевшая "Холодная сварка". Пришлось сменить два куска супер-полотна от ножовки по металлу :). Моя нетерпимость доводит до того, что приходится работать подручным инструментом :) Обломки полотна, обрывки наждачки, даже кисть для клея поленился спецом покупать. А для запекания пользуюсь электроплиткой :) Вообще лучше ее не видеть - это тоже чудо конструкторской мысли. Причем с этим моментом было несколько проблем. Т.к. термометр у меня присутствует в виде 200-градусного спиртового экземпляра, предназначенного для жидкостей и воздуха... Пару раз я тупо пережигал клей, но потом наловчился и нашел нужное положение ручки "Пауэр" на плитке :)

Т.к. сразу испытания свежевыпеченные пирожки колодки проходили в жостко мокрых условиях (Потоп в Минске 24.07.09 и лужи по колено сидя на велосипеде), то первые впечатления оказались весьма грустными. Сделал скидку на НЕпритертость. Но надежд уже не было.

По сухому притертые тормозят вполне сносно... я бы сказал на 7. Не нравится тупая реакция на нажатие ручки. Родные колодки работают ощутимо чётче. Их возьму за идеал - 10. Спереди цепляет тоже уверено, но как-то нервно, не интеллигентно... на 8. Стоило только полить водой из фляги, как стало очень уныло.. прожимаешь ручку тремя пальцами до грипсы, что-то вижжит и едва ли тормозит. Что уж тут говорить о мощности и качестве, оперируя только одним пальцем, как это уже стало привычно... 4

Испытывать - так испытывать... но вымазалось все, кроме тормозов :) :) :)

 

В целом неудачно. Только на сухую погоду. Общая оценка 5

***

28.07.2009

Этюд № 3.

Бегло прошарился по авторынку в Ждановичах.. заинтересовал материал для накладок на колодки дисковых тормозов. Здоровая пластина 280х70 и 5мм толщиной. Стоит всего 2$:

Просебя подумал, что хватило бы на полжизни :))) Материал оказался довольно мягким, пилится легко (стало быть за большой ресурс думать нечего, ну, на крайняк, может, хоть на перед станет?).

На фото уже целенаправленно обкатанные колодки:

Полевые испытания подтвердили ожидаемую мягкость. Ручка как резиновая.. реакция тормоза такая замедленная, плавная... не поленился покормить комаров и перекинуть колодки на перед. Пришлось снова попритирать. Покачто тормозило посредственно, усугубляя резиновостью ручки. Не нравится мне это. Этап испытания флягой оказался смертельным :)) Тормоза не стало вообще, т.е. ВООБЩЕ! :) Оценю такую реакцию в 0,005 :) И тольо просле целенаправленной просушки, путем вкручивания низкой передачи на зажатом тормозе, он ожил. Причем, видимо, потеряв часть себя, хорошенько притерся и стал хватать ого-го, прям неистово! :) За работу по-сухому оценил бы в 8

В целом неудачно. Только на сухую погоду.Общая оценка 3 (из-за выключения в мокрых условиях. Убиваться в молодости нет нужды :))

***

01.08.2009

Этюд № 4.

Будучи в очередной раз на Ждановичах, походил по авторынку более предметно. Просто присматриваясь... Как-то тупо себя чувствовал, не зная как поставить вопрос продавцу. В общем, с глупым видом купил какие-то здоровые колодки за 5$ пару, продавец так и не понял как я из них выпилю фрагмент накладки :)..

Материал твердый, ё-маё.. убил полотно ножовки и своё желание этим заниматься :) пока выпилил два фрагмента. На недельке затещу, надо только найти подложки от использованных колодок. Я свои все уже потратил :)

03.08.2009

Нашел, спасибо Максиму (Maxsur)! На фото уже после теста:

Испытывал спереди. Обращу внимание, что даже по фото видно, колодки притерлись к ротору не полностью Примерно 75% поверхности еще только работало. Однако этот вариант меня сразу же очень и очень порадовал. Отлично хватают, даже уже лучше родных AVID! Проверка водой из фляги и после обливания тормозов под колонкой: пищит, но тормозит без малейшего изменения! Неужели вот оно?? Может быть рано еще радоваться, надо потестировать более жостко.Покачто переставил на задний тормоз, посмотрим что будет там. Оценивать покачто не буду, подождем...

10.08.2009

Предварительный этап испытаний можно считать завершенным. Я благополучно попал в жестчайший ливень по дороге к Андрею (Ssnake) за очередной парой уюзаных колодок :) Также благополучно я, почти уже доехав до него, просадил заднее колесо о невидимый бордюр, скрывшийся под водой. Вследствие - заполучил опыт шиномонтажных работ в условиях непогоды и проливного дождя. А проще говоря - час под линвем из него 20 минут стоя над перевернутым байком - околел до ужаса... Пришлось потом присидать и отжиматься (от пола, а не одежду от воды ;))

В мокрейших (но не грязных) условиях все было превосходно. Чуть попискивали, но это меня не напрягает. Было бы хорошо потестить в откровенно грязных условиях, где не только вода, но еще и говнолин попадает на диск. Покачто такая возможность не представилась, поживем - увидим. За работу в сухих условиях я бы уверенно поставил 10+ (т.е. они лучше родных работают). Мощности - за глаза. Одним пальцем без проблем варьируется усилие во всем необходимом диапазоне. Двумя пальцами - уже запросто делается стоппи. За работу под дождем дам 9.5. Кажется, что едва заметно падает мощность, но это уже не суть.

Также удалось понасиловать тормоза на КК трассе в Раубичах. Кто ее знает - не даст соврать, что тормоза там работают порядком. Т.е. это хороший тест. Не горы, конечно, тут на перегрев не испытаешь, но всеже. Мы живем в Беларуси.. да и экспериментирую я не ради идеального вар-та.. в горы я бы взял, конечно, колодки от производителя. А тут, для матрасных поездок и лёгких гонок - само то.

В целом Очень Удачно. Общая оценка 10

***

03.08.2009

Этюд № 5.

Заезжал проведать бабушку в Барановичи. Сунулся в гараж за кабачками и огурцами, случайно обнаружил старые колодки от авто, уже в восстановленном, переклепаном состоянии. Санкционировав действия, наковырял с них фрагментов накладок. Вот уж дурная голова рукам покоя не даёт :) :)

Материал ппц как плохо пилился моим затупленным ножовочным полотном :) Пришлось не лениться и вынимать электролобзик, микитить как крепить деталь к чему-то и пилить. В общем, кое-как сделал две накладки. Очень похоже на компаунд родных металлизированных колодок. Такой же хрупкий. Острым твердым предметом можно сделать царапину. Наклеил, попробуем...

До конца еще не притерлось (всей площадью им. в виду). Ощущения от работы покачто точно не смог определить.. видимо, на фоне испытаний выше описанного варианта, который в это время трудился на переднем тормозе и оттягивал на себя внимание. Понятно, что они не хуже вар-та №2 (вар-т №1 вообще не рассматриваем в сравнении из-за его потенциальной низкой надежности и ресурса). При намокании ощутимо не теряли свойств. Надо еще время. Рано что-то говорить.

10.08.2009

Сначала было спереди. По мокрому сильно скрипят, просто ппц. Но довольно быстро просыхают (до первого отпускания ручки, а потом снова намокают:)). По сухому 7, не больше. По мокрому 5. Сзади, в виду меньшей необходимой мощности немного оценки можно изменить. В сухих условиях все было почти отлично, я бы сказал на 8.5, по мокрому 7.5. Но работало, неплохой вариант. Однако, учитывая сложность обработки и хрупкость материала... общее впечатление хуже, чем от предыдущего экспериментального образца. И кажется, что ресурс окажется не сильно высокий. Покачто отложу, на период тестирования №4 на обоих тормозах.

В целом удачно. Лучше, чем ничего:). Общая оценка 7

***

___________________________________________________________________________

На данном этапе планирую сделать поплный комплект перед/зад из материала №4 и обкатывать, обращая внимание на ресурс. Но для начала надо придумать как его нашинковать. Толщина накладки на авто колодке 10мм. Можно попытаться разрезать ее на 3 слоя по 2,5мм, чем-то типа узкого диска вроде циркулярной пилы... ушёл думать.

А далее можно продумать конструкцию в плане повышения надежности.. может быть вклеивать шлицы по принципу заклепок, как проскакивало предложение.. а может и забить на это дело...


--------------------------------------------------------------------------


Сайт управляется системой uCoz